Современное образование идет по пути совершенствования форм, содержания, технологий обучения и воспитания. Однако, по-прежнему, среди обучающихся на разных уровнях обучения встречаются дети, испытывающие трудности в развитии, освоении основных общеобразовательных программ.
В связи с этим перед педагогическим коллективом встает важная задача, связанная с наиболее ранним выявлением таких детей, определением причин их трудностей. При этом, комплексная оценка особенностей развития обучающегося, трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы и проблем социальной адаптации, а также проектирование и реализация адресной помощи участникам образовательных отношений может быть осуществлена психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.
Что такое психолого-педагогический консилиум (ППк)?
Психолого-педагогический консилиум (далее Консилиум) – это одна из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, направленная на решение задач комплексной и объективной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве с учетом имеющихся ресурсов.
В чем разница и сходство деятельности ПМПК и ППк?
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
ПМПК определяет:
- наличие либо отсутствие у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- наличие либо отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, необходимость создания специальных условий для получения образования.
ППк – психолого-педагогический консилиум призван обеспечить диагностико-коррекционное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с отклонениями в развитии.
ПМПК по масштабам шире, нежели ППк, так как ПМПК проводится на городском (территориальном, областном) уровне, а ППк в пределах конкретной образовательной организации. Специалисты ППк направляют детей на ПМПК.
В своей деятельности Консилиум Учреждения руководствуется:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
- Уставом Учреждения.
Нормативное обеспечение деятельности Консилиума образовательной организации закрепляется следующими локальными актами:
- приказ о создании психолого-педагогического консилиума Учреждения,
- положение о психолого-педагогическом консилиуме Учреждения,
- договор между Учреждением (в лице руководителя образовательной организации) и родителями (законными представителями) воспитанника Учреждения о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении,
- договор о взаимодействии ПМПК и ППк Учреждения
- заявление родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП) и/или создании специальных образовательных условий для воспитанников с ОВЗ/инвалидностью
Какие специалисты входят в состав ППк?
Состав консилиума утверждается приказом заведующего. Данным приказом назначается председатель Консилиума и секретарь. Как правило, председателем консилиума назначается заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе или куратор инклюзивного образования. Председатель организует работу Консилиума, осуществляет контроль выполнения рекомендаций ПМПК и Консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь педагогам и другим специалистам в определении направлений и планировании работы, анализирует результаты обучения. При этом общее руководство деятельностью Консилиума возлагается на руководителя Учреждения.
Так же в состав Консилиума могут входить:
- логопед;
- учителя-дефектологи;
- педагог-психолог;
- социальный работник;
- тьютор (при его наличии);
- педагог, представляющий ребенка на ППк;
- специалисты (при необходимости).
Специалисты ППк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, в соответствии с должностными обязанностями, составляя индивидуальный план работы с реальным запросом образовательной организации в работе Консилиума.
Целью деятельности Консилиума является разработка системы психолого-педагогической помощи воспитанникам, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Задачами деятельности Консилиума Учреждения являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития воспитанников: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи; и определение потенциальных возможностей воспитанников;
• выявление детей, не проходивших ПМПК, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПК;
• определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях Учреждения;
• подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения;
• содействие созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ПМПК;
• отслеживание динамики развития ребенка и эффективности реализации программ коррекционно-развивающей работы;
• координация и согласование взаимодействия специалистов и планов работы по сопровождению воспитанников;
• разработка рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе обучения и воспитания;
• подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень учебной успешности, а также характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПК.
С какими проблемами можно обратиться к специалистам ППк?
- дети с ОВЗ (дети, имеющие недостатки физического и (или) психического развития, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии);
- дети - инвалиды;
- дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации. Среди таковых причин можно выделить неготовность к школьному обучению, снижение мотивации к обучению, астенические проявления, трудности общения и коммуникации, нарушение внимания, импульсивность, психомоторная расторможенность, нарушения поведения и пр.